Трофимчук Елена Николаевна учитель-логопед

Программа кружка с детьми от 5 до 7 лет по разделу

"Выразительное чтение"

Работа с детьми компенсирующей группы по развитию фонематического слуха.

Участие во всеросийских интернет-конкурсах 2017года.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Перспективное планирование фронт занятий
Microsoft Word документ 21.9 KB
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН 5-6 лет
Персп.план Рудовка с 5-6 лет.docx
Microsoft Word документ 21.9 KB
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Перспективный план работы с родителями р
Microsoft Word документ 18.2 KB

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Консультация для родителей детей  раннего и  дошкольного возраста

Тема «Что нужно знать родителям о речевом развитии детей»

 

Консультации подготовила: Трофимчук Е.Н.,учитель-логопед МКДОУ №10

 

ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Уважаемые родители.doc
Microsoft Word документ 464.0 KB
ДО ШКОЛЫ ОДИН ГОД
Кнсультация до школы 1 год Рудовка.docx
Microsoft Word документ 29.7 KB

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ
Если ребенок плохо говорит Рудовка.doc
Microsoft Word документ 122.0 KB
Воспитание культуры общения у детей стар
Microsoft Word документ 54.0 KB
Уважаемые родители.doc
Microsoft Word документ 464.5 KB
Что делать, если реб. не говорит.docx
Microsoft Word документ 45.1 KB
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рекомендации логопеда для родителей.doc
Microsoft Word документ 111.5 KB
Консультация для родит. от рожд. до 7 ле
Microsoft Word документ 23.2 KB
Что читать детям.docx
Microsoft Word документ 434.0 KB
Консультация для восп. ФФНР.docx
Microsoft Word документ 38.0 KB

Рубрика: Готовимся к  школе

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, первой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то   недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные подготовительные занятия, считая основой  дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом , так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро , а главное  - правильно подобрать проверочное слово. А это возможно  лишь  при  достаточном    словаре, правильном  понимании значения каждого слова.  

  Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.                       

По дороге домой.    Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал?      Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглое красное яблоко, из него можно сделать сок»

Загадай – мы отгадаем.    Ребенок составляет загадки-описания о предметах.

При знакомстве с многозначными словами   желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу или парке, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками  у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса  - длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря является работа  по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов ( почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.

Продолжи цепочку.   Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать  как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

Дети дошкольного возраста учатся н только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.

 

                          Е.Н.Трофимчук, учитель-логопед детских садов №1, №10      

Уважаемые родители! На страницах газеты речь пойдет о подготовке руки  ребенка к письму. Труднее всего первоклашке на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают.

Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная пятерка. Задача пап и мам – помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.

К шести годам  дети могут выполнять сложные задания, требующие согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани.

Старшим дошкольникам вполне доступны простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус  требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые журналы, обрезки  цветной бумаги.

Необходимо также научить малыша  уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток ( проследите только, чтобы ножницы были с тупыми закругленными концами, достаточно острыми).

Очень полезны для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют  никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Отдавайте предпочтение простым или цветным карандашам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок  «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадет «5» или «6» - ребенок получает  приз (например, наклейку), выпадает «1» - придется вернуть одну из накопленных наклеек. Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А  получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или  разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.

Возьмите простую картинку( например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор  для каждой ее части. Пусть малыш украсит весь рисунок  нужными узорами. Так, если  на картинке у вас цветок  - серединку можно заполнить крестиками, лепестки – точками, землю – вертикальными  штрихами, небо – горизонтальными штрихами.

 

Терпения и успехов  вам и вашему малышу в трудном деле подготовки  к письму!         



УПРАЖНЕНИЯ И ПОДЕЛКИ С ДЕТЬМИ

Консультация для воспитателей групп коррекционной направленности

 

 

Тема: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Консультацию подготовила: учитель-логопед МКДОУ №10 «Родничок»

Дата проведения: Март, 2017 г.

 

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Желаем успехов в развитии вашего ребенка!

Консультация для педагогов

 

«Пластилинография,  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 

Консультацию подготовила:  Трофимчук Е.Н., учитель-логопед МКДОУ №10 «Родничок»

 

 Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Современный мир предъявляет к педагогам высокие требования, причем не только к уровню профессиональных компетенций, но и личностного характера. Нынешний воспитатель – это сплав знаний и индивидуальности, творчества, гибкости, смелости.  Современному педагогу по-прежнему важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький спектакль.

     Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

  Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.  Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Кроме того занятия с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Особенно эта проблема актуальна в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями.  Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которую можно использовать при создании кружка в детском саду.

  Цели и задачи данного направления будут следующие

·        развитие мелкой моторики;

·        снятие мышечного напряжения;

·        формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

·        освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью картин;

·        обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

·        ознакомление с окружающим миром;

·        развитие эмоций и фантазии

·        возможность  через лепку выплеснуть отрицательные эмоции

·        развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

·        интеграции различных образовательных сфер.

Каковы же преимущества нетрадиционной техники «пластилинография»:

·        Развитие мелкой моторики (работают в основном окончания пальчиков)

·        Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов

·        Композиции могут долгое время сохранять эстетический вид

·        Возможность легко исправить ошибку, т.к. картинка покрыта скотчем

·        Возможность использования в работах бросовый (бусины, паетки) и природный материалы (иголки, шишки)

 Материалы для создания пластилиновой картины:

·        картон с контурным рисунком или картон, покрытый скотчем;

·        набор пластилина;

·        салфетка для рук;

·        стеки;

·        бросовый и природный материалы.

Занятия в кружке проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по подгруппам по 25-30 минут. Темы подбираются с учетом сезона и календарных праздников. Например, осенью -  «Анютины глазки», "Заготовки на зиму", зимой - «Новогодняя картинка», «Веселые пингвины», в канун 8 Марта – «Букет для мамочки».

    Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г.Н.Давыдовой.  Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

       Обучая детей  созданию пластилиновых картин, мы придерживаемся следующей методики.  Чтобы занятия пластилинографией приносили детям радость, в работе мы используем яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Обучение  проводится поэтапно: сначала необходимо  научить детей надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок, постепенно переходить к созданию более сложных. Создавая лепные  картины, мы знаком детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учим соединять пластилин различных цветов. Детям  интересно  узнавать и применять на практике два способа смешивания пластилина: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. 

    Для того, чтобы детям было удобнее работать, а   композиции долгое время сохраняли  эстетический вид, нужно  придерживаться  следующих рекомендаций:

·        во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

·        устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

·        покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

   В процессе обучения детей созданию картинок  из пластилина мы не ставим перед ними очень сложных задач, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряем даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

    Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и коллективных работ. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Мы предлагаем детям следующие темы: «Аквариум», «Чудо-дерево», «Вкусный компот».

    Особенность пластилинографии такова, что у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

       Чтобы поддержать и повысить интерес детей к результатам своего труда, мы используем игровые мотивации. Так, в конце занятия «Веселые пингвины», педагог предлагает придумать историю про пингвинов и рассказать детям. Использование в игре монолога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

 

 

Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Консультацию подготовила: Трофимчук Е.Н., учитель-логопед МКДОУ №10 «Родничок»
Апрель, 2017 г.
          Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
       Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
       И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
       Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
        Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
        Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
        Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.
        Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
       Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
      Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
3. Песочная терапия.
      Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
      Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
      Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
      Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.
      Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
4. Вырезание ножницами.
      Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
5. Аппликации.
      Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
      Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
      Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
       Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.
       В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.
       Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.
       На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
      Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
       Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
      Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
8. Шнуровки - зачем они?
        Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
9. Рисование, раскрашивание.
        Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
         Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
         Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
        Для начала хорошо использовать:
обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
рисование по опорным точкам;
дорисовывание второй половины рисунка;
рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
      Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
      Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
       Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
       Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
       Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.
       Подходит для создания фона.
       Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.
        Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.
10. Графические упражнения.
        В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
         Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.
        Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
11. Штриховка.
        Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.




Диагностика уровня развития мелкой моторики от 5-7 лет

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.


Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.


Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.


Паспорт логопедического кабинета МКДОУ детского сада №10 «Родничок» на 2015-2016 г.

 

Учитель-логопед:  Трофимчук Е.Н.

 

Площадь логопедического кабинета: 22 кв.м.

Количество детей, посещающих группу компенсирующей направленности: 16(подготовительная группа), 2(старшая группа)

 

Содержание

I. Оборудование логопедического кабинета.

II. Программа обучения.

III. Перечень диагностических  методик.

 

I.                    Оборудование логопедического кабинета

 

1.       Предметно-развивающая среда  логопедического кабинета

            Неречевые психические процессы.

·         Развитие слухового внимания;

·         Развитие мышления, зрительного внимания, памяти;

·         Развитие пространственной ориентировки;

·         Развитие ориентировки во времени;

·         Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность);

1.       Развитие мелкой моторики.

·         Пособия и технологии по развитию мелкой моторики;

         3. Звукопроизношение.

·         Развитие речевого дыхания;

·         Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

·         Автоматизация и дифференциация звуков;

     4.Развитие фонематического слуха и восприятия

·         Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения;

·         Пособия и технологии по формированию  фонематического восприятия;

         5. Обучение элементам грамоты.

·         Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте;

·         Пособия и технологии по формированию словаря  и лексико-грамматического строя речи;

 

  6. Словарная работа.

   7. Связная речь.

          Пособие   «Осень.  Грибы. Деревья»;

          Пособие   «Овощи. Фрукты»;

          Пособие    «Домашние животные»;

          Пособие     « Дикие животные»;

          Пособие     « Одежда»;

          Пособие     « Зима.  Зимующие птицы»;

 

Пособие « Транспорт»;

Пособие  « Семья»;

Пособие   « Школа»

Пособие   « Цветы. Насекомые»

Описание материально-технического состояния и оснащенности

логопедического кабинета МКДОУ детский сад №10 «Родничок» с.Рудовка

 

I. Оборудование логопедического кабинета.


·         Шкафы для пособий –1;

·         Стол для индивидуальных занятий –1;

·         Учительский стол –1;

·         Стулья детские –4.

·         Полочка –1;

·         Зеркало настенное – 1;

                


 

Специальное оборудование


·         Индивидуальные зеркала –10;

·         Набор зондов для постановки звуков;

·         Шпатель – 1;

·         Шпатель одноразовый – 30 ш.;

 

 

·         Спирт;

·         Вата, бинт;

·         Соски;

·           Песочные часы – 1;


                                                

II.                 Программа обучения

1. Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта, авторы Мурашова И.Ю., Ефимова Н.И., Петровская Н.В., Чижевская Н.П.

 

III. Перечень диагностических  методик.

·        Большакова Е.С. Логопедическое обследование ребенка. М, 1995 г.

·        Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство АРКТИ, 1998 г.

·        Грибова О.Е.Технология организации логопедического обследования. М, Айрис-пресс, 2007 г.

·        Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.

Предметно-развивающая среда  логопедического кабинета

МКДОУ детский сад №10 «Родничок»

1. Развитие слухового внимания.

·         Звучащие игрушки: бубен,  дудочка, погре­мушки, колокольчик, молоточек, игрушки-пищалки;

·         Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника);

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

·         Разборные игрушки: матрешка, пирамидка;

·         Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?»,  «Чем похожи, чем отличаются?»,  «Найди одинаковые»;

·         Серия картинок для установления причинно-следственных зави­симостей;

·         Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение;

 

3. Развитие пространственной ориентировки.

·         Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.);

·         Картинки и фотографии с изображением предметов с различ­ным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.);

·         Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.).

·         Карточки — символы пространственных предлогов;

·         Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по гори­зонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу);

·    Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм;

4. Развитие мелкой моторики.


·    Бусы;

·    Шнуровки;

·    Пуговицы;

·    Счетные палочки;

·    Мозаика;

·    Прищепки;

·    Косточки, шишки;

·    Ленты;

·    Мяч;

                                                                                                                                                                                   


·    Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук;

·    Материалы  для развития графических навыков детей:

- Трафареты для штриховки;

- Трафареты – геометрические фигуры;

- Цветные мелки;

 

5. Звукопроизношение

Альбомы, карточки;

6. Развитие речевого дыхания.

·         Наборы бабочек, снежинок,  султанчиков, вертушек;

·          Мыльные пузыри;

7.       Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

·                    Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала;

·                    Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, книжки с образными картинками;

·                    Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (шпатель, зонды, спирт и вата для обработки этих предметов);

8.       Автоматизация и дифференциация звуков.

·         Наборы предметных картинок для автоматизации и дифферен­циации звуков в словах;

·         Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предло­жениях и рассказах;

·         Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи;

·         Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении;

·         Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков;

·         Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки;

9. Развитие фонематического слуха и восприятия.

·         Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности;

·         Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, сере­дина, конец слова;

·         Материал для анализа предложений. (Набор сюжетных и предметных картинок, схемы предложений);

10. Пособия и технологии  по формированию фонематического восприятия                         

1.      Максаков А. Учите, играя. М., 1983г

2.      Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению нарушений чтений и письма у детей. С.-П., 1995г.

3.      Ткаченко Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П.,      Детство-Пресс, 1998г.

   11. Обучение элементам грамоты

·                   Магнитная азбука;

·                   Русский алфавит (таблица);

·                   Картотека предметных картинок для автоматизации звуков;

·                   Наборы букв и слогов (демонстрационные);

·                   Тетради, простые карандаши, ручки;

12.   Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.


Папка 1. Буквы: А, О, У, Э;

Папка 2. Буквы: Е, Е, Ю, Я;

Папка 3. Буквы: И, Ы;

Папка 4. Буквы: П, Б;

Папка 5. Буквы: Т, Д;

Папка 6. Буквы: В, Ф;

Папка 7. Буквы: С, З, Ц;

Папка 8. Буквы: Ш, Ж, Ч, Щ;

Папка 9. Буквы: Й, Л, М, Н, Р;

Папка10. Буквы: Г, К, Х, Ъ, Ь;

Систематизация дидактического материала в папке:

1.      Профиль артикуляции звука;

2.      Графический образ буквы;

3.      Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в разных позициях;

4.      Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в твердом и мягком варианте;

5.      Тексты для чтения;

6.      Картинки для составления коротких рассказов, насыщенных данным звуком;

7.      Буква, которой обозначен изучаемый звук в печатном и прописном варианте;

13. Словарная работа.

·        Демонстрационный материал «Что в моей корзинке?»;

·        Картотека предметных картинок «Бытовая техника»;

·        Картотека предметных картинок «Игрушки»;

·        Картотека предметных картинок «Домашние животные»;

·        Картотека предметных картинок «Мебель», «Посуда»;

·        Картотека предметных картинок «Одежда», «Обувь»;

·        Картотека предметных картинок «Орудия труда»;

·        Картотека предметных картинок «Садовые и лесные ягоды»;

·        Развивающее лото «Стэп»;

·        Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам;

·        Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие);

·         Картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвет, форма, величина) слов-антонимов;

·        Речевые задания для формирования навыков словообразования суффиксального и префиксального:

- с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок,     белый — беленький);

- с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — но­жищи);

- образование названий детенышей животных (котенок, котята);

- образование относительных прилагательных (стекло — стек­лянный);

- образование притяжательных прилагательных (утка — ути­ный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);

- сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответ­ствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад);

- приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, мед­ведь — елка, белка — два дерева и др.;

- образование названий профессий;

- многозначные слова;

- подбор однокоренных слов;

14. Развитие грамматического строя речи

·         Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов;

·         Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных);

·         Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов;

·         Наборы сюжетных картинок для составления простых предло­жений;

·         Картотека предметных картинок «Автоматизация звуков. Картинки и тексты»;

·         Картотека предметных картинок «Азбука в картинках»;

·         Картотека предметных картинок «Образный строй речи»;

·         Картотека сюжетных картинок «Глагольный словарь дошкольника»;

·         Картотека сюжетных картинок «Употребление предлогов»;

·         Логопедические карточки» - 36 шт.;

·         Наглядное пособие «Грамматика в картинках»;

·         Наглядное пособие «Играем в сказку»;

·         Наглядное пособие «Рассказы по картинкам»

·         Наглядный и раздаточный материал «Рыбы», «Насекомые»;

·         Плакат «Деревья России»;

·         Плакат «Птицы России»;

·         Познавательное и речевое развитие – 16 демонстрационных картинок;

·         Пособие «Умные карточки» - 36 шт.;

15. Пособия и технологии  по формированию словаря  и лексико-грамматического строя речи

 

1.      Дурова Н. От звука к букве. От слова к звуку. Поиграем в слова. М., 2001г.

2.      Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.

3.      Крупенчук О. Научите меня говорить правильно. С.-П., 2005г.

4.      Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005г.

5.       Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи. М., 1994г.

16.  Связная речь

·         Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чте­ния наизусть, инсценирования;

·         Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания;

·         Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составле­ния коротких рассказов;

·         Подборка стихотворений для заучивания наизусть;

                       Папка  1. «Осень.  Грибы. Деревья»

                                                  «Осень»

1.Альбом «Как к нам приходит хлеб»;

2.Сюжетные картинки: «Осень», «Уборка урожая», «Идут дожди», «Как животные готовятся к зиме», «Какие бывают растения», «Зреет рожь», « Золотая осень»;

3.Литература:

·         В. Сутеев « Под грибком»;

·         А. Плещеев «Осень наступила»;

·         Н. Сладков. «Синичкина кладовая»;

·         А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»;

·         И Ф. Соколов. «Листопадничек»;

·         Ф.Тютчев. «Стихотворения»;

Папка 2.      «Грибы»

1.Предметные картинки по теме;

2.Сюжетные картинки: «Лесная полянка с грибами», «Корзинка с грибами и ягодами»;

3.Схема для описания грибов;

4.Серия сюжетных картинок «За грибами»;

                             Папка 3.     «Деревья»

1.Предметные картинки по теме, стихи;

 

                                Папка 4. «Детский сад. Игрушки»

                                        « Детский сад»

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Сюжетные картинки: «Профессии работников детского сада», «В группе новенькая»; «Путь открыт», «Дождь», «Дружно играем», «Чебурашка», «Катюша», «Машенька»;

3.      Серия сюжетных картинок к стихотворению  «Что мы делали в детском саду»;

4.      Картинки для составления предложений из 2, 3, 4 слов;

5.  Литература:

·         К. Ушинский. «Рассказы»;

·         Н. Носов. «Я  помогаю»;

·         А. Барто. «Девочка-ревушка»;

·         Н. Политаев. «Шел по улице малыш»;

·         С. Александрова. «Я уже большая», « Что мы делали в детском саду»;

                               Папка 5. «Овощи. Фрукты»

                                                         «Овощи»

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Сюжетная картинка «Огород», «Корзинка с овощами»;

3.      Пересказ рассказа «Наш огород» (с опорой на предметные картинки);

4.      Схема для составления описательного  рассказа;

5.      Литература:

1.      Сказки: «Болтливая редька»,  «Мужик и медведь», « Репка»;

2.      Н. Носов. «Огурцы», « Тыква-путешественница»;

7. Стихотворение «Прекрасен наш осенний сад», предметные картинки для разучивания    стихотворения;

8. Счетный материал: малина, яблоки, груша, арбуз, вишня;

9. Литература:

·         Л. Толстой. « Косточка»;

·         Л. Толстой. «Старик сажал яблони»;

Папка 6. «Домашние животные»

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Сюжетные картинки: «Поим телят», «Друзья», «Прогулка с собакой», «Кошка и воробей», «Собака, щенок и ворона», «На ферме»;

3.      Серия сюжетных картинок: «Как мышка перехитрила кошку», «Купили щенка», «Три щенка»;

4.      Картинки для составления сравнительных рассказов: «Коза и свинья», «Лошадь и осел», «Корова и овца», «Лошадь и коза»;

5.      Игра  «Найди маму»;

6.      Картинки для индивидуальной работы:

·         Чей хвост, чья голова;

·         Кто где живет;

·         Чья мама, чьи детки;

·         Профессии;

7. Литература:

·         Сказка «Волк и козлята»;

·         Ш. Перро. «Кот в сапогах»;

·         Братья Гримм. «Бременские музыканты»;

·         Н. Носов. «Живая шляпа»;

·         С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

·         Л. Толстой. «Лев и собачка»;

                             Папка 7. «Дикие животные»

1.      Предметные картинки  по теме;

2.      Картинки для составления предложений из 3-4 слов;

3.      Сюжетные картинки: «Лиса и лисята», «Бельчата», «Какие бывают животные»,

«В живом уголке», «Кто где живет»;

4.      Серия сюжетных картинок: «Лиса и волк», «Гости пришли», «Компот», «Барсучий нос», «Спасение зайца»;

5.      Схема для составления описательного рассказа;

6.      Игра «Найди свою маму»;

7.      Настольный театр «Колобок»;

8.      Литература:

·         Сказка «Красная шапочка»;

·         К. Чуковский «Тараканище»;

·         М. Пришвин. «Еж»;

Папка 8. «Одежда. Обувь. Головные уборы»

1.      Предметные картинки по теме; 

2.      Сюжетные картинки: «Как делают шерстяные вещи», «Как в поле рубашка выросла».

3.      Составление предложений по картинкам;

4.      Схема для составления описательного рассказа;

5.      Игры «Матрешки», «Одень куклу»;

6.      Литература:

·         С. Прокофьева. «Про башмачки»;

                         Папка 9. «Зима.  Зимующие птицы»

                                                    «Зима»

1.      Сюжетные картинки;

2.      Схема для составления описательного рассказа;

3.      Литература:

·         В. Одоевский. «Мороз Иванович»;

·         М. Михайлов. «Два мороза».

·         Сказка «Морозко»;

                                    «Зимующие птицы»

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Сюжетные картинки: «Помощь зимующим птицам», «Кормушка для птиц», «Птицы у кормушки»;

3.      Литература:

·         Сказка «Лиса и дрозд»;

·         В. Бианки. «Кто чем поет»;

·         Л. Толстой. «Умная галка»;

·         З. Александрова. «Новая столовая»;

·         М. Горький. «Воробьишко»;

                     Папка 10.    «Водный транспорт»

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Игры: « В чем ошибся художник», «Найди одинаковые корабли»;

3.      Литература:

·         В. Маяковский. «Эта книжечка моя про моря и про маяк»;

·         А. С. Пушкин.  «Ветер по морю гуляет»;

·         Л. Толстой.  «Акула»;

                             Воздушный транспорт.

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Игра «Игралочка – смекалочка»;

3.      Литература:

·         И. Пивоварова. «Хочу летать»;

·         Ю. Казаков. «Красная птица»;

                     Папка 11. «Школа. Цветы. Насекомые»

                                                      «Школа»

1. Предметные картинки по теме;

2. Сюжетные картинки. «В библиотеке», «Новая школа», «В классе»;

3. Серия сюжетных картинок. «Первый раз в первый класс», «В библиотеке»;

4. Картинки для составления предложений;

5. Литература:

·         Л. Толстой. «Филиппок»;

·         Л. Воронкова. «Подружки идут в школу»;

·         С. Михалков. «Прививка»;

·         И. Мазин. «Сентябрь»;

«Цветы»

1.      Предметные картинки по теме;

2.      Сюжетные картинки: «Клумба», «Составь букет из садовых и полевых цветов»;

3.      Игра «Цветы садовые и полевые»;

4.      Литература:

·         С. Пшеничных. «Удивительный букет»4

·         С. Аксаков. «Аленький цветочек»;

«Насекомые»

1.      Предметные картинки  по теме;

2.      Сюжетные картинки «Кто тут спрятался», «Кто поможет человеку»;

3.      Литература:

·         К. Чуковский. «Тараканище»;

·         Л. Сергеев. «Сверчок и светлячок»;

·         К. Кулиев. «Сказка о добром муравье»;

Работа с родителями

·         Материалы для оформления родительского уголка;

·         Наглядная информация для родителей;

·         Планшет для оформления стенда;

·         Сменный материал для стенда;

·         Стенд «Родителям о речи ребенка;

 

 

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru

федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

сайт управления образования администрации МО «Жигаловский район» - http://zhiguo.ucoz.ru

сайт Министерства образования Иркутской области - http://38edu.ru